Руководитель отдела интернет-маркетинга, кто он?




Датой появления в России интернета считается 1 мая 1991 года, сейчас люди уже не могут себе представить жизнь без интернета. Количество пользователей Рунета растет ежегодно. По данным eMarketer в 2016 году - 91,4 млн., 2017 год - 94,3 млн., в 2018 году прогнозируется 96,6 млн. чел. По данным TNS на 2015 год пользователи интернета в России выходили в сеть с помощью:

  • ПК ежемесячно - 67%;
  • только мобильных устройств - 14%;
  • смартфона - 41%;
  • планшета - 26%;
  • Smart-TV - 11%.



С появлением интернета, его стали активно осваивать маркетологи. Сегодня мы разберемся, кто такой руководитель отдела интернет-маркетинга, какие функции он выполняет и за что отвечает.

Интернет-маркетинг - это направление маркетинга, которое изучает данные пользователей сети и влияет на динамику продаж в интернете. Любой интернет-маркетинг начинается с площадки, где представлена информация о компании или услуге. Поэтому «стеклянные витрины» магазинов заменили интернет-магазины, а те, кто создавал ранее печатные материалы и писал ценники на бумаге, переложили свои умения в интерактивную плоскость. Поколение интернет-маркетологов, работающих на российском рынке зачастую являются бывшими техническими специалистами и разработчиками сайтов, поэтому они знают все нюансы сбора данных о пользователях и находят новые инструменты для автоматизации получения этих данных.

Инструментов интернет-маркетинга с каждым годом появляется все больше. На сегодняшний день насчитывается более 100 трафик-каналов, которыми управляют интернет-маркетологи. Самые известные из трафик-каналов: контекстная реклама, SEO, SMM, SMO, таргет, видео и баннерная реклама. Часто руководитель отдела интернет-маркетинга изучает новые трафик-каналы, инструменты управления самостоятельно, например, он должен знать что такое utm-разметка или уметь разрабатывать HTML. Основы управления RTB, дизайна сайтов, UX - это все тоже относится к функциям интернет-маркетологов и их руководителей.

Назначение трафик-каналов - увеличить объемы продаж, но лучше когда они применяются комплексно и согласно одной стратегии. Стратегия в свою очередь строится на гипотезах и аксиомах, которые получаются вследствие исследований, проводимых интернет-маркетологами. Сегодня существует множество программ для автоматизации сбора аналитических данных не только по собственным продуктам или трафик-каналам, но и по продуктам конкурентов.




Но возможно ли эффективно управлять отделом интернет-маркетинга, если у руководителя нет опыта построения отдела и управления специалистами в этой области? Возможно. Но часто такой руководитель не может сформулировать четкие требования, например, к разработчику сайта или дизайнеру, что в дальнейшем повлияет на сроки сдачи готового решения. Часто руководителями в области digital являются опытные директора по продажам и коммерческие директора, но в коммуникации с отделом интернет-маркетинга им помогают технические руководители, которые обладают навыками и компетенциями как в управлении, так и в разработке интерактивных продуктов. Как бы руководитель интернет-маркетинга не разбирался, например, в управлении programmatic, для достижения результатов целого отдела, ему будет этого недостаточно. Здесь ключевую роль выполняют управленческие компетенции. Правильные управленческие решения,контроль и знание нюансов работы исполнителей гарантирует качественное выполнение задач в поставленные сроки.

Однако, сейчас интернет-маркетинг часто путают с диджитал-маркетингом. Второй термин гораздо шире и включает в себя не только интернет-маркетинг, но и его интеграцию с офлайн-каналами. Например, руководитель отдела диджитал-маркетинга должен обладать навыками работы как с онлайн, так и с офлайн-каналами. На этом уровне применяются более сложные инструменты для прогнозирования, стратегического планирования, оценки эффективности. Часто эти инструменты разрабатываются для внутреннего пользования и доступны только сотрудникам отдельной компании.


Какие требования сегодня предъявляют к руководителям отдела интернет-маркетинга? С уровнем компенсации 100000+ рассматривают кандидатов со следующим опытом:

  • количество лет управления отделами интернет-маркетинга - более 3-х;
  • опыт работы с трафик-каналами;
  • знание основ стратегического планирования;
  • аналитика "воронок продаж" и лидогенерации;
  • углубленное знанание систем аналитики;
  • умение работать в условиях многозадачности;
  • организация проектных команд и отделов маркетинга "с нуля".

Основные компетенции для руководителя отдела интернет-маркетинга:

  • профессионализм;
  • аналитические навыки;
  • результативность;
  • качество коммуникации;
  • гибкость;
  • самообразование.

На сегодняшний день руководитель отдела интернет-маркетинга – это должность достаточно востребованная, которая зачастую подразумевает удаленное сотрудничество с головным офисом. Количество кандидатов на данную должность продолжает неуклонно расти, однако, спрос высок лишь на тех руководителей, которые занимаются постоянным самообучением и улучшением личных компетенций.