Cекс в большом бизнесе

Обращали внимание, как часто в деловом обиходе используется сексуально окрашенная лексика — вплоть до непечатной? Послушать эмоциональные высказывания менеджеров по офисам и цехам — так почти все они на словах состоят в причудливых сексуальных отношениях со своей работой, отчетами, производственными линиями и целыми заводами.

Страстное отношение к своему делу — это хорошо. Плохо, когда в описании своих трудовых будней человек начинает использовать преимущественно грубые формулировки: за ними скрываются тяжелое состояние говорящего, усталость и даже выгорание. Так часто происходит и в личной жизни, когда в ней уже нет любви — и в лучшем случае остался лишь секс. А когда нет любви, нет и энергообмена, позволяющего человеку восстанавливать душевные и физические силы. 

Великое счастье, когда любовь и страсть взаимны. Но в деловой жизни такое встречается далеко не всегда. Зачастую владельцы бизнеса требуют от своих сотрудников, чтобы те вкладывали в работу душу и отдавали ей последние силы, — но при этом сами остаются холодны, предельно закрыты, полагая, что достаточно платить персоналу зарплату — и довольно. Но могу с уверенностью сказать: просто за деньги, пусть и весьма приличные, человек никогда не отдаст работе что-то большее, чем усилия и время. Если компания претендует на то, чтобы ее сотрудники действительно безраздельно отдавались своему делу и горели на работе, ей нужно создать соответствующую корпоративную культуру. Компания в лице топ-менеджеров и управляющих собственников должна научиться генерировать сопоставимые по накалу эмоции. Потому что односторонний энергетический поток (он подобен неразделенной любви) довольно быстро иссякает, а взаимный обмен энергией может быть вечным.

В компаниях, которые консультирую, я давно изучаю феномен «выгорания» персонала в различных корпоративных культурах — в динамике, иногда на протяжении нескольких лет. По моим наблюдениям, «выгоревших» людей, отделов и целых коллективов в последнее время стало гораздо больше. Симптомы почти везде одинаковы: желание «спихнуть» дела, апатия, полное отсутствие энтузиазма и инициативы. Образно говоря — сплошной секс без любви в отношении своих должностных обязанностей. А это означает, что люди лишены источника пополнения энергии и пытаются обнаружить его где-то еще. Сотрудникам может казаться, что в обмен на свое пребывание в офисе или цехе они что-то получают — возможность потреблять, съездить в отпуск, взять ипотеку. Однако возможность тратить деньги приносит лишь кратковременное облегчение: вернуть людям потраченную энергию деньги не способны. Не чувствуя того, что принято называть «отдачей от работы», люди очень быстро переходят в «энергосберегающий режим» — а это означает, что человек перестает вырабатывать должный уровень энергии, позволяющий ему оставаться эффективным. Мы перестаем любить свою работу, начинаем выполнять свой долг все более формально, и именно это приводит нас к выгоранию.

Могу дать простой совет: если ты потерял былую страсть к работе, остыл — уходи. В противном случае тебя ждут пустота и истощение, ведь тот, кто не способен вкладывать энергию, никогда ничего не получит взамен. Знаю, что многие на это скажут: «Сейчас не те времена, кризис, за работу нужно цепляться». Что ж, тогда есть другой выход: придется сделать над собой усилие и заново ее полюбить. Ищите для себя какие-то новые крючки и зацепки. Это принципиально важно — эмоционально «запитаться» на рабочем месте положительной энергией тем или иным способом. И уж коли приходится «вступать в интимные отношения» со своей работой, отчетами, производственными линиями и целыми заводами, то давайте сделаем это так, чтобы нам понравилось.

Выгорание — это проблема и самого сотрудника, и его компании. Для сотрудника это означает профессиональную и личностную деградацию (хотя сам работник может этого не замечать: ведь он получает «достойную компенсацию», а его служебный статус не понижается), для компании — кризис корпоративной культуры.

Не так давно мне попалось на глаза исследование: респондентам предлагали сделать выбор между похожими продуктами, притом что одни из них были изготовлены вручную (hand made), а другие — промышленным способом. Выяснилось, что в подавляющем числе случаев люди предпочитают результат ручного труда. Пусть вещь не совсем безупречна в сравнении с той, что произведена машиной, но в ней ощущается энергия мастера, «живое» начало. А это говорит о том, что слова «сделано с любовью» не являются для потребителя пустым звуком. Лучшие компании умеют воспроизводить этот эффект и в конвейерном производстве — благодаря неповторимому дизайну продукта, формфактору, эргономичности и т. д. Мы уже вступили в эпоху маркетинг-ощущений, когда наличие чувств, эмоциональная окраска самого бизнеса и отдельных продуктов имеют все большее значение.

На рынках будущего системы, равнодушные к своим людям, клиентам и продуктам, будут заведомо проигрывать. Однако часть компаний сможет на этом сработать, тем более что рецепт получения успешных проектов заведомо известен: это привлекательные лидеры, к которым тянутся люди, горящие глаза сотрудников, воодушевление, страсть и любовь к общему делу. Только коллектив, объединенный общими целями и ценностями, способен на невозможное. Это тот секрет полишинеля, который срабатывает во все времена — помогая выживать этносам во время войн, совершать научные открытия и двигаться вперед. Именно на этом и держится мир. Однако далеко не все системы осознают, насколько большое значение для развития бизнеса и людей имеет энергия, порождаемая внутри компании, — тот самый огонь, который обогревает и дает силы всем тем, кто оказался поблизости. Впрочем, зачастую, даже если и осознают —

не умеют с этим работать, формировать, транслировать ценности и использовать харизму лидера по назначению. По идее, харизма является одним из самых эффективных инструментов власти, ведь она вырабатывает одновременно три потока энергии — высокую любовь (на уровне родства), страсть (на уровне служения) и секс (на уровне вожделения). Если лидер не понимает, зачем все это нужно и как можно использовать харизму, власть по сути своей вырождается. Однако если ее использовать как инструмент, направленный на единение, воодушевление людей, все вернется сторицей: отношения на работе обретут другую окраску, люди начнут чувствовать тепло — а значит, и работа будет спориться, и проекты — расти как грибы, и никакой клиент ни за какие коврижки от нас не уйдет. Притягивает только живое и настоящее, а не пустые, формальные отношения, когда мы твердо знаем, что работаем из-под палки, ни во что не ставим работодателя и не любим своих клиентов. Кстати, клиенты это почувствуют в первую очередь.

Корпоративных культур, в которых генерируется большой объем любви, страсти и секса (в витальном смысле этого слова), на моей памяти встречалось довольно много. Это всегда яркие, огненные культуры, способные захватить и увлечь человека: такова сила притяжения, взаимной любви и страсти, направленной на систему, работу, профессию. Именно такие отношения являются залогом счастья, полноценной жизни, в которой присутствует нормальный энергообмен, в которой, отдавая, ты получаешь взамен еще больше, в которой люди живут, а не проводят отпущенное им время.

Могут ли существовать «холодные» системы? Могут, но недолго. Где нет любви, не может быть вечности. Такие культуры будут привлекать точно таких же холодных, закрытых людей — либо быстро их форматировать, превращая людей в функции. Романтический флер быстро закончится, наступит разочарование, работа превратится в каторгу. А человек, каждый день отправляясь на работу, перестанет чувствовать, ощущать — а значит, жить. Спустя время мы оглянемся и поймем, что когда-то добровольно отказались от целого куска жизни: на протяжении длительного периода каждый день две трети суток мы не жили, а треть — спали. Именно отсюда природа очень многих состояний — от алкоголизма и психических расстройств до игромании и дауншифтинга. Отсутствие в человеке любви и страсти в любом деле — опустошает и людей, и компании. Люди теряют в себе человеческое, а вслед за этим и организация превращается в собрание мертвых душ, лишаясь тепла как точки притяжения всего живого.

Все это означает, что компании должны как можно более осознанно подходить к вопросам построения корпоративной культуры и ценностей, культивирующих жизнь и любовь, делая ставку на людей, которые искренне горят на работе, и отвечая им взаимностью. Необходимо говорить о любви — впрямую и косвенно, посвящая этому блоку отдельное место в общекорпоративной философии и транслируя эти идеи всеми доступными методами пропаганды. В одной компании, с которой я работала, была прописана такая миссия, звучавшая как любовный гимн: «Страстно любя своих клиентов, мы выкладываемся до последней капли, вкладывая любовь в каждый продукт, рожденный в этом союзе». Я вас уверяю: если вы попробуете действовать таким образом, вам самим понравится. Ведь вам предлагается то, от чего невозможно отказаться, — прожить в любви и согласии довольно большой кусок своей жизни.

Конечно, многое зависит от топ-менеджеров: именно им необходимо запустить агрегатор любви, разбудить в сотрудниках чувства, наладить систему энергообмена и затем поддерживать жар в этой печке. Да, для этого придется поработать над снятием своих блоков и комплексов, стать ближе к своим людям, много разговаривать, отдавать, помогая другим быть счастливыми рядом с вами. Компания должна стать живой — а следовательно, нужно научиться транслировать чувства и эмоции разными способами. Их немало: это разговоры, тактильность (в какие-то моменты важно похлопать человека по плечу или даже приобнять — прямой обмен энергией), эмоциональная разгрузка после работы, во время которой происходит разбор полетов именно с точки зрения эмоциональной оценки прожитого дня. Людям необходимо совместно переживать как хорошее, так и плохое. Эмоциональность должна стать базовым свойством менеджмента. Ведь человек — существо странное. Несмотря ни на что, он живет сердцем, и если у лидера таковое отсутствует, компанию не ждет ничего хорошего.

Слова имеют обыкновение затаскиваться и терять свою силу от частого употребления. Однако это не означает, что о любви не надо говорить. Например, в браке именно отсутствие слов о любви зачастую является первопричиной разрыва отношений. Поэтому — говорите! Живые слова всегда будут услышаны на фоне тонн произносимой ничего не значащей словесной шелухи. Каждый человек испытывает потребность в том, чтобы любить и быть любимым. Любите своих сотрудников и не забывайте сообщать им об этом.